Психология запахов

благовония чаша

Воздействие запахов на человека огромно, хотя и мало изучено. Вы когда-нибудь попадали в ситуации, когда определяющим фактором в принятии решения становился не весомый довод умного собеседника, а прозрачный, едва уловимый в воздухе… запах? Если на этот вопрос вы ответили отрицательно, то сильно ошиблись.

Ароматы правят миром! Со средины прошлого столетия вопрос о том, как запахи влияют на человека, начал активно изучаться учеными всего мира, и даже появилось новое направление науки, такое как аромопсихология или психология запахов. Использование же нашими предками некоторых эфирных масел в лечебных целях получило научное обоснование, — была признана аромотерапия. Но обо всем по порядку.

кошка и лаванда
Запахи важны в жизни животных и человека

Человек в этом плане гораздо более легкомысленный, и при выборе пищи в большей степени полагается на собственные глаза, нежели нос. Однако, если аппетитные с виду продукты испорчены и источают отталкивающие резкие запахи, пробовать пищу на вкус и человек не станет. Роль обоняния в жизни человека велика.

Как поют легендарные «Scorpions», «we are animals» (мы — животные), а значит, как и братья наши меньшие, подвластны инстинктам: размножения, самосохранения и другим. Простой пример: животные перед тем как употреблять пищу тщательно принюхиваются к ней – таким образом они определяют, не опасна ли эта еда. Именно так собрать жизненно важную информацию братьям нашим меньшим помогает система обоняния.

Запах любимого человека

Менее очевидно, однако даже более велико влияние запахов на сексуальную жизнь. Люди, так же, как и животные, определяют совместимость с потенциальным половым партнером и даже возможность создания с ним семью… по запаху. В этом помогают феромоны – мельчайшие молекулы, выделяемые вместе с потом человека и несущие закодированную информацию о нем.

Часто и мужчины, и женщины, говоря об избраннике, не могут четко ответить, чем именно он их привлек, выдавая туманные фразы вроде «в нем есть что-то особенное», «в нем есть какая-то изюминка». Действительно есть, и эта изюминка –  запах тела человека. Единственный в своем роде, незабываемый, возбуждающий и безусловно приятный – «тот самый»: запах женщины для мужчины и запах мужчины для женщины.

притягательный запах человеческого тела - изображение
Человек выбирает партнера по запаху

То, что определенные запахи вызывают эмоции и сильно влияют на психо-эмоциональные состояния человека, было замечено еще нашими предками. В трудах Гиппократа содержатся рекомендации по лечению неврозов, бессонницы и сердечных расстройств с помощью эфирных масел и различных благовоний. Древние жрецы при помощи ароматических веществ вгоняли людей в состояние транса, внушая определенные алгоритмы действий.

Помните историю о Наполеоне, который возвращаясь из завоевательных походов домой, посылал впереди себя гонца с письмом к жене: «Еду домой – прекращай мыться». За это впоследствии Наполеон получил ярлык извращенного фетишиста, причем совершенно незаслуженно… Ничего аномального в его пристрастиях нет: мужчина хочет слышать аромат любимой женщины, который возбуждает и радует его больше любых благовоний.

 С приходом цивилизации эти знания на долгие годы были отброшены в сторону, и система обоняния человека стала восприниматься как дополнение к другим «важнейшим системам»: зрительной, слуховой, осязательной. И только в конце минувшего столетия человеческий нос был реабилитирован, а влияние запахов на человека стало изучаться более тщательно. Именно в это время американские биологи Ричард Аксель и Линда Бак доказали, что способность различать ароматы передается по наследству – они открыли гены с закодированными рецепторными молекулами.

Влияние запахов на человека – научное обоснование

Ученые разрабатывают специальные ароматы
Аромомаркетинг развивается быстрыми темпами

Хирш пошел еще дальше и разработал несколько эссенций, представлявших самые приятные ароматы для человека. Ими обрабатывались салоны дорогих авто. Спустя месяц работы, менеджеры этих салонов констатировали, что с ароматными невидимыми помощниками сумели продать на 25% машин больше обычного! Вслед за этим маркетологи всего мира стали применять пахнущие вещества для привлечения покупателей и склонения их в сторону покупки.

Еще один американец, доктор психологии Алан Хирш, опытным путем доказал, что пахнущие вещества могут крайне сильно воздействовать на поведение людей. Свои исследования он проводил в крупных маркетах и выяснил, что зачастую именно по запаху, царящему в магазине, покупатели судят о качестве продукции, причем речь идет не только о продуктах питания, но также и о непродовольственных товарах.

Так, в магазинах обуви обязательно пахнет кожей, даже если продаются ботинки из кожзама, соевая колбаса источает ароматы мяса, а запах свежей выпечки разносится далеко по торговому центру, возбуждая обонятельные рецепторы людей и напоминая, что пора подкрепиться!

Маркетологи крупных компаний также используют ароматические вещества в ходе важных переговоров. Для заключения выгодной сделки и отвлечения бизнес-партнеров, в конференц-зале могут распыляться ароматы цитрусовых, розы, ромашки, а также другие, искусственно созданные запахи, воздействующие на нервную систему.

Японцы признали важнейшую роль обоняния в жизни человека. Использовав исследования Хирша о влиянии ароматов на трудоспособность и концентрацию, они стали использовать благовония, как обязательную составляющую работы крупных компаний. Через систему вентиляции в кабинеты специалистов распыляются ароматы «труда и концентрации»: лимона, пачули, имбиря, базилика, эвкалипта, жасмина, гвоздики, лавра и пихты. Отмечается, что это заметно повышает производительность работы и точность ее выполнения.

Влияние запахов на эмоции человека

Помимо программирования поведения человека, запахи имеют еще одну интересную особенность – воздействуя на человеческий мозг, они вызывают эмоции и запускают ассоциации и воспоминания. Так, почувствовав где-то едва уловимый запах герани, люди могут смоделировать десятки происходивших с ними ранее ситуаций: прогулка в оранжерее, визит к бабушке, запах любимой девушки и многие другие. Причем, у каждого ассоциативный ряд будет свой, – в зависимости от его жизненного опыта.

разные запахи - изображение
Люди воспринимают запахи по-разному

Восприятие зависит как от пахнущего вещества, так и от самого человека. Ответ на вопрос, хорош аромат или нет, мозг выдает сразу после того, как молекулы вещества встречаются с обонятельными рецепторами в носу. Любой запах сам по себе нейтральный. Качественными характеристиками наделяет его наш мозг. Если с жасмином все очень неоднозначно (одним его аромат нравится, а другим – нет), то аромат ванили нравится подавляющему большинству людей. Ученые связывают это с тем, что данный аромат вызывает воспоминания из детства – приятные и добрые для большинства.

Воздействие запахов на человека интересно еще и своей непредсказуемостью: одно и то же вещество у разных людей может проектировать прямо противоположные эмоции. Специалисты по аромотерапии, к примеру, рассказывают, что аромат жасмина у некоторых значительно повышает настроение, дает прилив бодрости и сил, а некоторых провоцирует к агрессии. Точно также – одному парфюм может нравится, а другому — нет.

То, что запахи действительно оказывают серьезное воздействие на организм человека, сегодня научно обосновано и подтверждено при помощи аппаратных исследований, прежде всего, электроэнцефалографа и томографа. Эти знания активно используют маркетологи, некоторые частные клиники и крупные компании на западе. Большинство же населения планеты по-прежнему игнорирует важнейшие сигналы своего носа, теряя такую значимую информацию и усложняя себе жизнь.

Об особенностях воздействия запахов на человека, десятках приятных и неприятных ароматов, а также множестве других ароматных аспектах расскажет этот блог. Хотите получить по-настоящему бесценную информацию о психологии запахов, научиться лучше понимать себя и окружающих и значительно упростить себе жизнь, выиграв борьбу с не всегда приятными запахами человеческого тела? Тогда читайте наших авторов, подписывайтесь на обновления сайта, делитесь информацией в социальных сетях.

Метки: Метки

Добавить комментарий